Екатеринбург: +7 (343) 207-75-31
Пн.-пт. с 9.00 до 18.00
Бесплатный звонок

Методика обследования технического состояния строительных конструкций, подвергшихся воздействию пожара

 

Обследование строительных конструкций паркинга 19-ти этажного жилого дома проводилось в связи с обнаружением последствий возгарания и требованиями п. 4.2 СП-13-102-2003 по проведению оценки технического состояния строительных конструкций для определения технического состояния и несущей способности строительных конструкций, подвергшихся воздействию пожара, их надежности и возможности дальнейшей безопасной эксплуатации в соответствии с требованиями действующих в настоящее время строительных норм и правил, а также разработка мероприятий по устранению последствий пожара.

При проведении настоящей работы выполнено следующее:

  • собрана вся доступная техническая документация;
  • произведено натурное освидетельствование объекта с целью определения объемно-планировочного и конструктивного решения, определения схемы расположения и опирания конструкций, определения геометрических параметров несущих конструкций, определение прочностных характеристик конструкций, выявления дефектов и повреждений конструкций;
  • фотофиксация объекта освидетельствования;
  • по результатам обследования с учетом нормативных документов библиографического списка проанализировано техническое состояние и несущая способность строительных конструкций объекта;
  • оценка технического состояния конструкций произведена в соответствии с ГОСТ Р 53778-2010;
  • разработка рекомендаций по устранению последствий пожара и дальнейшей эксплуатации объекта.

 

Характеристика объекта и его конструкций

На момент обследования смонтированы несущие конструкции подземного гаража (за исключением бывшего места установки башенного крана) и 19 эт. жилого дома, ведутся отделочные работы и монтаж внутренних инженерных систем здания. Обследуемые строительные конструкции паркинга располагаются непосредственно под жилым домом. По объемно планировочному решению паркинг прямоугольной формы в плане, с наибольшими размерами сторон по наружным граням стен – 52,0х139,0 м, одноуровневый. Высота в свету: — 2,40 м. По конструктивной схеме несущего остова часть паркинга, расположенная под жилым домом – безкаркасная, с наружными и внутренними несущими монолитными железобетонными стенами; одноуровневая часть паркинга – с неполным каркасом, с наружными и внутренними несущими монолитными железобетонными стенами и колоннами. Фундаменты здания – монолитные железобетонные.

Фото 1. Вид на конструкции паркинга вблизи очага пожара (на потолке видны следы копоти)

Фото 1. Вид на конструкции паркинга вблизи очага пожара (на потолке видны следы копоти)

Фото 2. Общий вид на помещение паркинга, в котором располагался очаг пожара (видны участки отслоения защитного слоя бетона, оголения арматуры и копоть на потолке)

Фото 2. Общий вид на помещение паркинга, в котором располагался очаг пожара (видны участки отслоения защитного слоя бетона, оголения арматуры и копоть на потолке)

Основные результаты обследования

Возгорание на объекте произошло в ночное время в 23 часа 30 минут, было полностью локализовано в 00 часов 30 минут следующего дня силами охраны и средствами первичного пожаротушения, находившимися на объекте. Пожарный расчет не вызывался. Причиной возгорания стало короткое замыкание временной электрической проводки и вследствие этого воспламенение строительного мусора. Очаг пожара находился в помещении паркинга. Площадь возгорания – 30 м2. Схема распространения пожара показана на Рисунке 1,2.

Рисунок 1. Исполнительная съемка плиты перекрытия паркинга на отм. -2,360 в месте нахождения очага пожара

Рисунок 1. Исполнительная съемка плиты перекрытия паркинга на отм. -2,360 в месте нахождения очага пожара

Рисунок 2. Схема закопчения

Рисунок 2. Схема закопчения

Паркинг монолитный железобетонный, выполнен из бетона класса В25 F75 П4 W6 (марка 350 по прочности). Стены толщиной 300 и 400 мм, колонны 400х400 мм, перекрытие – 250м (низ на отметке -2.360). Плита перекрытия паркинга по характеру статической работы – многопролётная балка, рабочая арматура Ф14 А-III (A400) (верхняя и нижняя) установлена вдоль буквенных осей. Повреждения при пожаре получила только плита перекрытия паркинга, так как очаг возгарания находиля непосредственно под ней (см. Повреждения в виде отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры показаны на фото 3,4.

При обследовании перекрытия паркинга установлены следующие повреждения и дефекты, возникшие в результате пожара (классификации дефектов и повреждений, а также методика обследования конструкций, подвергшихся воздействию пожара принята согласно [Пособие по обследованию строительных конструкций зданий /АО «ЦНИИПромзданий». -М., 1997. -222 с.]):

  • состояние поверхности бетона элементов незначительно отличается от конструкций, не поврежденных огнем см. фото 1;
  • сажа и копоть на отдельных участках см. Рисунок 2 и фото 1…4, общей площадью – 126 м2;
  • изменения цвета бетона – нет;
  • бетон молотком откалывается с трудом на глубину до 10 мм;
  • звук при простукивании – звонкий;
  • при оценке прочности бетон зубилом, остается неглубокий след на поверхности бетона;
  • состояние рабочей арматуры – нормальное;
  • остаточного температурного прогиба плиты перекрытия – нет;
  • на отдельных участках плиты перекрытия паркинга см. фото 3,4 наблюдается отслоение защитного слоя бетона и оголение рабочей арматуры не более, чем на 20% её площади (сцепление с бетоном не нарушено);
  • степень повреждения плиты перекрытия — cлабая 5-10 %;

Фото 3. Отслоение защитного слоя бетона на участках в помещении паркинга, в котором располагался очаг пожара

Фото 3. Отслоение защитного слоя бетона на участках в помещении паркинга, в котором располагался очаг пожара

Фото 4. Отслоение защитного слоя бетона и оголение арматуры на участках в помещении паркинга, в котором располагался очаг пожара

Фото 4. Отслоение защитного слоя бетона и оголение арматуры на участках в помещении паркинга, в котором располагался очаг пожара

Согласно таблицы 13.2 [Пособие по обследованию строительных конструкций зданий /АО «ЦНИИПромзданий». -М., 1997. -222 с.] заключение об использовании конструкций перекрытия паркинга – косметический ремонт.

По результатам испытания бетона железобетонных конструкций паркинга бетон соответствует М350 (класс В25). На участка перекрытия, где находился очаг возгарания бетон соответствует М300 (класс В 22,5).

По результатам поверочных расчётов с учетов существующих дефектов и повреждений несущая способность перекрытия паркинга – обеспечена.

Техническое состояние обследуемых строительные конструкции паркинга (фундамент, стены, перекрытия) расположенных непосредственно под жилым домом в целом по ГОСТ Р 53778-2010 оценивается как работоспособное, а перекрытия, подвергшегося воздействию пожара как ограниченно работоспособное.

Для обеспечения дальнейшей нормальной эксплуатации паркинга рекомендуется: очистить копоть с наружных поверхностей паркинга; отремонтировать участки оголения защитного слоя бетона и оголения арматуры плиты перекрытия паркинга (схема участков показана на Рисунке 1). Порядок ремонта: пристрелить дюбелями арматурную сетку Ф3 мм с ячейкой 50х50мм к перекрытию в местах нарушения защитного слоя и оголения арматуры; выполнить оштукатуривание раствором М150, толщиной 25-35мм по сетке.

26.06.2014